четверг, 8 апреля 2010 г.

Томас Лермонт



Глава 15.Томас Лермонт в стране фей

"Над быстрой речкой верный Том

Прилег с дороги отдохнуть.

Глядит:красавица верхом

К воде по склону держит путь."

"Томас Рифмач".Шотландская баллада


Стоит лишь краем глаза взглянуть на Волшебную страну и выуже никогда не сможете ни забыть её.ни перестать стремиться попасть туда вновь.Именно так и произошло с известным шотландским бардом Томасом Лермонтом,предком русского поэта Михаила Лермонтова.

Однажды погожим майским днем присел он под древним Элдонским дубом,чтобы полюбоваться течением реки Хантли,как услышал цокот копыт,увидел подъезжающую прекрасную всадницу и заговорил с ней:"Кто ты,прекрасная незнакомка?Уж не с небес ли спустилась на землю?"

Та в ответ звонко рассмеялась,затем ответила:"О нет,Томас Рифмач!Мое звание куда скромнее,я всего-лишь королева фей!"

Перед поэтом стояла сама Титания!Другой бы на его месте пустился прочь,но не таков был Лермонт.Он отважился последовать за повелительницей фей в ее владения.

Словно ветер понеслись они вперед,пугая до смерти крестьян.Скакали весь день и пейзаж начал неуловимо меняться:сначала исчезли деревья,следом за ними пропали птицы и животные - кругом простиралась безжизненная равнина,из которой в разные стороны вели три пути.Заросшая колючим кустарником узкая тропинка была,как сказала королева фей,дорогой правды.Но умолчала,что вела она на небеса.Усыпаный мягким золотистым песком широкий тракт,на обочине которого росли благоухающие цветы,создан был для лжецов и заканчивался преисподней.Но была еще одна извилистая дорожка:вилась,точно змея,теряясь среди густых зарослей папоротника.

"Она ведет в мое царство, - ответила Титания на невысказанный вопрос и продолжила, - прежде,чем мы туда попадем,Томас,запомни хорошенько:если произнесешь хоть слово,то уже не вернешься обратно!Ты можешь только петь".

Наступила ночь. Утром, в предрассветных сумерках,продолжили путь. Томас всё ждал восхода,но его все не было и не было.Наконец он понял,что в Волшебной стране не бывает ни дня,ни ночи;не приходят сюда ни зима,ни знойное лето,а царит вечный май.Время здесь замерло на месте и потому обитатели Волшебной страны никогда не старятся...

Оказавшись во дворце Оберона Лермонт засмотрелся на местные диковины.А их здесь было великое множество!Двери по его желанию отворялись сами,вместо дымных факелов залы освещали искусно седланные в потолке солнце,луна и звезды.Фонтаны били сладким вином.Гобелены,висевшие на стенах,оживали при одном взгляде на них.Изображенные на портретах волшебники и волшебницы - Мерлин,Моргана,Вивиана,прекрасная дева-змея Мелюзина,а так же другие люди и создания,подмигивали поэт.

Он вышел в сад,где одновременно,соревнуясь друг с другом,цвели весенние,летние и даже осенние цветы.Всюду - в воздухе,под листом или на яркой,никогда не увядающей траве,веселились фейри:пели,водили хороводы,бегали наперегонки или просто дурачились.

Здесь Томаса и отыскала Титания.Взяла его за руку и показала, где находятся отведенные для него покои.Перед тем как уйти,сказала:"Тебе нужно отдохнуть после утомительного путешествия.Завтра - состязания певцов.Ты должен выиграть и получить главный приз,Золотую Арфу!"

Утром его разбудила подушка,сказав сварливым голосом:"Хватит спать,а то всё на свете проспишь!"Поэт вспомнил,где находитсяи поспешил в тронный зал,где уже собрались все певцы Волшебной страны.

Первым выступил эльф с бледным лицом.Песня его была грустной,как и он сам...Соревнующиеся подходили к трону короля один за другим,но все их мелодии были схожи какой-то безнадежностью.

Последним выпала очередь Лермонта. Он начал поэтический рассказ о красотах своей родины:о радости при виде восходящего светила,о величии гор и ужасе глубоких ущелий,в которых всегда клубится седой туман - обо всем,что помнил и любил.

Когда Томас замолчал, Золотая Арфа заиграла сама собой,подхватив только что спетую мелодию.

Оберон без радости произнес:" Арфа сама выбрала этого человека".Видимо,ему было досадно,что выиграл чужак.

Томас взял приз и вышел в сад. Весь день он соревновался с Золотой Арфой - он начинал мелодию,она подхватывала.

Вечером к нему пришла озабоченная королева.

Она сказала:"Томас, тебе грозит большая беда.Демоны ада требуют у Оберона жертву.У меня нет сомнений,кого он отдаст.Поэтому тебе нужно как можно быстрее покинуть наши края..."

"- Но я не хочу расставаться с тобой!" - вскрикнул поэт.

"Мы еще увидимся,обещаю тебе.И вот еще что,я должна тебя предупредить...В моем королевстве время течет иначе,чем у вас.Здесь ты провел два дня,а в Шотландии минуло семь лет".

"Семь лет?!" - воскликнул,не веря,Лермонт.

"Всего-лишь семь, - кивнула она, - Могло быть хуже.Все твои друзья живы.Они подумают,что ты странствовал в дальних странах.И еще одно.В состязании ты честно выиграл главный приз и Арфа отныне по праву принадлежит тебе.Знай,что владелец Арфы обречен всегда говорить правду,даже,если это грозит ему бедами".

Томас хотел отказаться от этого дара,но королева,что-то услышав,тревожно обернулась,затем трижды хлопнула в ладоши и поэт в мгновение ока оказался...на берегу реки,под старым дубом.Все так же светило яркое майское солнце.Он поднялся и пошел домой.

Друзья обрадовались встрече,но не поверили рассказу о поэтическом турнире в Волшебной стране:решили,что все поэты со странностями и привирают для пользы дела.

Как и раньше,Томас Рифмач охотно пел для соотечественников,хотя в его поведении появились странности:время от времени он замирал,к чему-то прислушиваясь.Потом удрученно качал головой и продолжал игру на арфе.Пел он теперь все больше о невиданных чудесах страны фей,где картины умеют говорить,а ковры оживают при одном взгляде на них...Люди слушали и про себя посмеивались:они-то знали,что ничего такого на свете не может быть.

Однажды певец вдруг кинулся к окну, кого-то увидел и опрометью бросился вон из дома.

Слушатели поспешили за ним: хотели остановить, думая,чтоТомас совсем ума лишился.

Но не успели. Увидели только, как Лермонт поспешил навстречудаме в зеленом плаще,вскочил позади нее в седло.Незнакомка тронула поводья,конь скакнул и разом,будто расплывшись туманом,исчез. С громким лаем следом за хозяйкой устремилась свора гончих. Впрочем, кто-то уверял, что это были вовсе не собаки,а матерые волки.И будто не лаяли они,а жутко подвывали...

Кто знает, может, они и правы. Спросить-то не у кого:Томас Рифмач исчез и больше в Шотландии его никто не видел.

Поговаривают, что он не наврал про Волшебную страну,куда ускакал с королевой Титанией.

источник

Фотя Витрыло. Заядлые путешественники, Эйфелева башня и таинственный балкон

Париж — это праздник, который всегда без меня. А. Давидович - А куда бы ты хотела поехать? - спросил меня Федор. Я...